Главная - Статьи

И снова о налогах …

Дата публикации: 2017-12-21

"Неизбежны только две вещи – смерть и налоги"
Бенджамин Франклин.

1 ноября 2017 года Всемирный банк опубликовал пресс-релиз в котором отмечается, что Узбекистан осуществил пять реформ в сфере бизнеса и в третий раз вошел в десятку мировых лидеров по улучшению делового климата.

По мнению Всемирного банка Узбекистаном проведен комплекс мер, которые привели к тому, что:

  • Начать свой бизнес стало проще благодаря запуску новой платформы для регистрации предпринимательской деятельности.
  • Упрощен процесс получения разрешения на подключение к системе энергоснабжения.
  • Усилена защита миноритарных инвесторов, повышены требования к корпоративной прозрачности.
  • Платить налоги стало проще и дешевле благодаря внедрению электронной системы.
  • Упрощена система выдачи разрешения на строительство.

В итоге, Узбекистан значительно улучшил свое положение в мировом рейтинге по степени легкости ведения бизнеса, заняв 74 место. Всего в рейтинг включено 190 стран.

Но нет предела совершенству...

Из открытой печати известно, что Узбекистан планирует активно продолжать реформы в сфере международной торговли и налогообложения и к 2022 году подняться до 40-й позиции в рейтинге Всемирного банка.

Отличительной особенностью экономики Узбекистана от многих стран постсоветского пространства является очень высокий показатель доли населения, занятого в сегменте малого и частного бизнеса – около 80 процентов. Учитывая этот факт и руководствуясь Стратегией действий по приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, предусматривающей последовательное упрощение систем налогообложения, снижение налогового бремени посредством расширения налогооблагаемой базы, повышение собираемости налогов, внедрение современных методов налогового администрирования предлагается кардинально изменить систему налогообложения и налогового администрирования для малого бизнеса.

Новая налоговая система малого бизнеса должна:

  1. Функционировать практически без участия налогоплательщика.
  2. Снизить издержки налогоплательщиков и государства, связанные с налоговым администрированием.
  3. Обеспечить 100 % охват всех налогоплательщиков.
  4. Исключать возможность какого-либо уклонения от уплаты налога.
  5. Быть защищена от всех существующих схем «обнала».

Такая система налогообложения может быть реализована при условии, что Узбекистан:

  1. Сохранит действующие законодательные ограничения на хождение иностранной наличной валюты в качестве платежного средства.
  2. Исключит из внутреннего финансового оборота наличные денежные средства.
  3. Обеспечит равную налоговую нагрузку для всех участников рынка путем отмены всех действующих льгот и преференций.

Действующая сегодня в Узбекистане система налогообложения субъектов малого бизнеса включает:

  1. Налогообложение хозяйствующего субъекта (малое предприятие, фермер, частный предприниматель и другие участники рынка, которые можно отнести к малому бизнесу).
  2. Налогообложение физических лиц, связанных с функционированием хозяйствующего субъекта.

В новой системе предлагается сохранить действующий в настоящий момент алгоритм налогообложения.
Ключевым элементом системы должен стать обслуживающий налогоплательщика банк.
На уровне обслуживающего банка предлагается формировать налоги и перечислять их в Государственный бюджет. В этом случае налогоплательщик практически не имеет возможности как-либо влиять на исчисление налога и перечисление их в бюджет.

Налогообложение хозяйствующих субъектов.
При зачислении любых денежных средств на расчетный счет налогоплательщика банк самостоятельно, автоматически, без какого-либо участия налогоплательщика бронирует 5 процентов от величины платежа на специальном транзитном налоговом счете и перечисляет указанные средства в бюджет в течение текущего банковского дня. Хотелось бы отметить, что в Узбекистане уже имеется положительный опыт использования такой схемы исчисления и уплаты налога.

Налогообложение фонда потребления. Оплата денежных средств в пользу физических лиц, связанных с текущей деятельностью налогоплательщика (заработная плата, дивиденды, материальная помощь и другие выплаты, связанные с фондом потребления) возможна только при условии, что на расчетном счете налогоплательщика достаточно денежных средств для уплаты налога в размере 20 % от начисленной суммы. При этом банки самостоятельно начисляют и перечисляют в бюджет указанный налог.
Предлагаемая налоговая система не отменяет действующие налоги, пошлины и обязательные платежи, связанные с импортом товаров и услуг на территорию Узбекистана и производством подакцизных товаров.

Выводы:

  1. Описанная налоговая система действует практически без участия налогоплательщика.
  2. Реальная налоговая нагрузка на субъекты малого бизнеса составляет:
    • 5 % от величины дебетового оборота по расчетному счету налогоплательщика;
    • 20 % от величины выплат денежных средств в пользу физических лиц, связанных с функционированием налогоплательщика.
  3. Алгоритм начисления и уплаты налога исключает необходимость формирования и сдачи налоговым органам каких-либо налоговых отчетов, а следовательно позволяет значительно сократить затраты государства и налогоплательщиков, связанные с налоговым администрированием малого бизнеса.
  4. Предлагаемая система позволяет налоговым органам легко организовать полный ежедневный удаленный контроль правильности исчисления и уплаты налогов банками, контролируя только совокупный приход на расчетные счета налогоплательщиков и совокупный расход денежных средств налогоплательщиков, связанных с фондом потребления.
  5. В случае сохранения действующих ограничений на использование наличной иностранной валюты и исключения из внутреннего финансового обращения Узбекистана наличных денежных средств предлагаемая система обеспечивает оперативную 100 % собираемость налогов.
  6. Единые правила начисления и уплаты налога для всех субъектов малого бизнеса, без каких-либо льгот, особых налоговых режимов, изъятий и исключений:
    • Позволят снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков;
    • Создадут равную конкурентную среду во всех сегментах рынка;
    • Обеспечат свободный переток капитала в самые эффективные отрасли экономики;
    • Будут способствовать динамичному насыщению рынка конкурентными товарами и услугами.

Предлагаемая схема налогообложения малого бизнеса позволяет реализовать практически все задачи и требования Указа Президента Республики Узбекистан от 18.07.2017 года за № УП – 5116 «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей».
По материалам газеты НТВ.
Зомерфрайнд Г.М.